?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Нативные DAW под GNU/Linux

Меня на днях пропёрло написать две статьи, опубликовал их на open-life.org. Наверное, надо бы тут сделать кросспост.

daws3Всем привет. Я тут немного профессиональный музыкант и давний пользователь свободного софта. Ещё сидючи на Windows, я постепенно переходил с QIP на Miranda, с Download Master на Free Download Manager. Потом поставил Ubuntu основной системой и вообще перестал пользоваться ОСью от Майкрософт.
Раньше я исполнял в основном акустическую музыку, теперь же очень много занимаюсь всяческой цифрой. Перепробовав кучу разного софта, я нашёл для себя кучу удобных программ как для студийной работы, так и для живых выступлений. Сегодня мне хотелось бы рассказать о самом, пожалуй, спорном аспекте цифрового музыкального творчества - о DAW.
Для тех, кто ещё не в курсе. DAW - Digital Audio Workstation - это программа, предназначенная для написания, обработки, сведения и мастеринга музыки. Под определение DAW попадает любая программа, способная сама генерировать звуки (или записывать/импортировать записанное аудио), их распределять по трекам, обрабатывать и сводить. Для обзора я выбрал все программы, которые подходят под это определение, из тех, что мне известны. некоторыми я пользуюсь, некоторыми не пользуюсь, но для этого обзора специально их установил и пощупал. Из обзора выпала только NON-Timeline, слишком уж она сырая, функционально смахивает разве что на демку. Кроме того, в обзор не попала такая достойная программа как Audacity, а также Jokosher и Traverso: в них нет поддержки MIDI-треков, а следовательно они не могут сами генерировать звук (несмотря на наличие простейших генераторов в той же Audacity). Также в обзор не попал необычный треккер SunVox, так как он стоит несколько особняком, являясь скорее модульным синтезатором с функциями секвенсора.
И ещё, рассматриваются только нативные приложения под GNU/Linux. Именно поэтому в обзор не попал Reaper, фигурирующий в подобных топиках по той причине, что запуск его через Wine поддерживается официально.
Ну и наконец: статья всё же немного узкоспециализирована. В ней присутствуют всякие названия, понять суть и необходимость которых можно лишь будучи знакомым с делом производства звука на GNU/Linux. В дальнейшем я планирую ещё рассказать о никсовом звуковом софте, где разъясню разницу тех или иных понятий, а пока что гугл в помощь.
Ну а теперь приступим.
Что особенно радует, GNU/Linux стали замечать серьёзные производители ПО. Здесь пока ещё нет таких монстров, как Cakewalk или Steinberg, зато присутствуют решения полегче, но не менее интересные. Так что я начну обзор с проприетарного софта.
BitwigBitwig Studio
Самый молодой релиз - 26 марта 2014 года - и самая высокая цена. Разработчики - бывшие в команде Ableton Live, поэтому многие особенности Аблетона вошли и в эту программу. Это хорошая, честная DAW с простым и понятным интерфейсом, без экспериментальных нововведений и хитростей: интерфейс схож с многими другими программами, о которых будет рассказано ниже.
Ввиду того, что программа весьма молода, в ней отсутствуют всякие обещанные плюшки. Нет нормальной поддержки VST или каких-либо иных плагинов (как минимум нативные VST всё же обещают внедрить). Хотя имеются довольно интересные встроенные эффекты. В работе со звуковыми данными главный упор делается на семплы. Звук идёт через JACK, ALSA или OSS (что, в общем-то, логично, учитывая, что одно на другое наслаивается), а вот с MIDI какие-то проблемы: я так и не смог найти какие-либо намёки на Bitwig Studio в окне соединений Джека.
Ну и ограничения демоверсии: нельзя что-либо сохранить, можно только пощупать и поиграть.
RenoiseRenoise
Не с первого и не со второго раза у меня запустился Renoise: при запуске он сначала попытался просканировать своим DSSI-VST папку с VSTшками и неминуемо упал; затем попробовал подгрузить Zyn через LADSPA и снова упал. Сначала было я не стал связываться с таким падучим товарищем, но потом всё же решил проявить настойчивость и всё же посмотреть, каков он из себя, неведомый зверь треккер.
Пожалуй, самым значительным отличием от прочих программ следует считать отсутствие PianoRoll'а. Renoise рассчитан на создание вполне определённого вида музыки, и, пожалуй, весьма удобен для него. Треккерность и модульность здесь является основной концепцией, плюс к этому аудиосигнал в программе маршрутизируется каким угодно образом (впрочем, это уже по отзывам, сам я не опробовал настолько Renoise, чтобы так категорично утверждать, очень уж большой объём для освоения).
Ну а что касается обычных параметров, то: звук через ALSA или JACK (поддерживается транспорт), MIDI через ALSA. Много собственных эффектов, плюс LADSPA, DSSI "из коробки" и ещё VST включаются галочкой в настройках.
И снова к проблемам. Renoise 2 (из репов кхстудио) на демке периодически не контачил с джеком, а третья версия так и вовсе нещадно трещала от чрезмерной нагрузки на процессор.
В демоверсии нельзя экспортировать проект в wav (но можно сохранять), остальные ограничения касаются других платформ.
energyxtEnergyXT
Третий проприетарный подопытный - единственный из всех, кто не поддерживает JACK вообще. Это ещё одна простая и удобная DAW с интуитивным интерфейсом, понятным для освоения. Что называется, "ничего лишнего". Всего два собственных инструмента: барабанный семплер и синтезатор; мультиэффект для обработки. Для большего - поддержка нативных VST; другие плагины не поддерживаются. Присутствует простенький встроенный аудиоредактор.
В демоверсии нельзя сохранить проект, зато можно его экспортировать, скажем, в wav.
Вот, собственно, и всё, что можно сказать об этой небольшой программе. Зато в комплекте к ней можно скачать (бесплатно, без регистрации, можно и без самой программы) набор семплов и барабанных лупов в форматах SF2 и XTC соответственно.
tracktionTracktion
Последний несвободный экспонат в данном обзоре. Собственно, несвободный он частично: библиотека JUCE родилась как часть Tracktion, а затем была отдана народу (впрочем, разработчики продолжают ей заниматься). По некоторым соображениям GNU/Linux-версия разблокируется бесплатно, надо только зарегистрироваться и победить все глюки; вероятно, по соображениям открытого бета-теста.
Основные разработчики Tracktion - нынешние или прошлые сотрудники Apple. В связи с этим программа получила нестандартный для никсов интерфейс, более подходящий для MacOS: drag-n-drop здесь правит бал, к тому же принципиальный отказ от всяких дополнительных окон. Осваивать подобный интерфейс с непривычки довольно сложно, но, говорят, он удобный и быстрый. Во всяком случае, эта программа - просто must have для всякого ищущего человека, хотя бы просто в силу оригинальности.
Звучать Tracktion умеет как через JACK, так и через ALSA, а MIDI только через ALSA.
Из прочего стоит отметить поддержку видео и отсутствие поддержки каких бы то ни было плагинов, кроме нативных VST и LADSPA. Плюс присутствуют неплохие собственные эффекты и семплер.
museMusE
Один из старейших свободных секверсоров, эта программа знаменита отделившимся от неё нотным редактором MuseScore, который поначалу был просто альтернативой обычному PianoRoll'у, но затем разросся до мощного средства. В последнее время обе эти программы, идущие бок о бок, очень неплохо продвинулись вперёд благодаря проекту автора и его жены пианистки (подробнее о проекте не расскажу, так как ссылки потерял; но в общем суть подобна Blenderfoundation - использование программы на практике, с попутным добавлением фич и исправлением багов) и созданию онлайн-хранилища партитур.
Ну так вот, про собственно MusE. Ныне это типичная DAW с поддержкой MIDI и фудио-треков, понимающая плагины форматов LADSPA, DSSI и нативные VST. Имеется простой встроенный аудиоредактор. Неприятнейшим образом она не захотела у меня издавать ни звука: в настройках нельзя был выбрать драйвер для JACK, а только присутствовала гордая надпись "Фиктивный Аудио Драйвер (требует перезагрузки)". И ещё она намусорила пиковыми файлами и не захотела их убирать при закрытии.
Ну и, наконец, наибольшая странность, это отсутствие какого-либо экспорта в звуковой файл, для этой задачи предлагается пользоваться утилитами вроде jack-capture.
rosegardenRosegarden
Ещё один долгожитель, эта программа тоже начинала как MIDI-секвенсор, разросшись до полноценной рабочей станции. Ничем особенно не отличаясь по интерфейсу и функциям от многих других программ подобного типа, Rosegarden - это словно близнец MusE. Две программы очень похожи как внешне, по взаимодействию с пользователем, так и функционально. Поддерживаются плагины LADSPA и DSSI, присутствует встроенный sf2-плеер. Точно так же, как и в MusE, отсутствует экспорт в аудиофайл, но присутствует экспорт в MIDI и LilyPond. Прошлое секвенсора дало о себе знать: MIDI можно редактировать тремя разными способами: PianoRoll, матрица ударных и нотный редактор.
lmmsLMMS aka Linux MultiMedia Studio
Пожалуй, это самая противоречивая из всех свободных программ, способных работать со звуком. По задумке, LMMS делалась как свободный клон Fruity Loops. В принципе, если не использовать козла для охраны капусты, то программа неплохая, в которой действительно можно сделать что-то стоящее. Лучше всего LMMS годится для электронной, со множеством повторов, и LO-FI музыки, особенно хорошо ей даются всяческие "8-битные" звуки. Часто пользователи жалуются на всяческие недоработки, однако обычно это всё же несоответствие их ожиданий и целей - реалиям и целям данной программы.
Да, конечно же, есть минусы, а именно:

  • Некоторая сыроватость кода, то есть программа склонна периодически глючить и падать

  • Оооооооочень медленный экспорт (если рендерить конечный продукт с максимальными настройками; о чём, в общем-то, предупреждают)

  • Отсутствие полноценных wave-треков. Можно проигрывать относительно небольшие семплы, но вот полноценной звуковой дорожки, с непрерывным воспроизведением с любого места (а не только с начала ноты) нет и не предвидится. Впрочем, с точки зрения общей концепции программы это правильно.

Ну вот, с минусами (как мы видим, полноценный недостаток тут всего один, и его исправление напрямую зависит от пользователей, по совместительству тестировщиков) покончили, а какие же мы плюшки мы имеем взамен? их действительно много. Как я уже говорил, программа существенно отличается по концепции от прочих в данном обзоре, по множеству функций. Итак:

  • Куча собственных инструментов, очень и очень тонко настраиваеых. Про них отдельно можно говорить очень много, здесь лишь скажу, что в умелых руках это мощнейшие штуки. Кому не хватит, присутствует интеграция с монстром синтеза ZynAddSubFX, способным утереть нос этим вашим омнисферам.

  • Тотальная автоматизация всего на свете. Действительно всего. Абсолютно всего. Кроме того же ZynAddSubFX, который пришит немного искусственным путём. А так вообще автоматизировать можно хоть саму автоматизацию.

  • Система "лейтмотивов", то есть паттернов, редактируемых отдельно и вставляемых в общую сетку одним кликом. Для музыки с большим количеством коротких повторяющихся элементов просто идеально.

  • Поддержка Windows VST. Собственно, пресловутый FeSTige обкатывался в первую очередь здесь.

Из прочих плагинов поддерживаются LADSPA, а вот DSSI и LV2 пока не мелькают даже на горизонте, увы.
Звук может воспроизводиться любым драйвером, будь то JACK, ALSA, PulseAudio или ещё что. MIDI только через ALSA (ну или OSS, пригодится если вдруг кто пойдёт мамонтов раскапывать). Нет поддержки транспорта и сессий JACK.
qtractorQtractor
Простая, но мощная и с претензиями DAW, периодически падающая от неловкого движения мыши. Увы, первое и главное, что следует сказать об этой программе, это тот печальный факт, что релизная и SVN версии одинаково нестабильны. Кроме того, частенько мусорит пиковыми файлами в папках с импортируемым звуком и ругается, если их удалить.
С другой стороны, обладает очень богатыми (да что уж там, профессиональными) возможностями по написанию, сведению и мастерингу всякой многотрековости. Удобно и умно работает с MIDI (пишет полноценные MIDI-файлы, то есть прямо суёт туда весь поток данных, как он есть, вместе со всеми CC, что бывает особенно важно для некоторых музыкантов вроде меня). С точки зрения интерфейса это такая же DAW, как и многие другие, лёгкая в освоении.
Среди особых вкусностей следует отметить поддержку всех возможных форматов плагинов: LADSPA, DSSI, LV2, VST (и нативных, и виндовых). Впрочем, много эффектов одновременно запустить всё равно не удастся, так как программа далека от оптимизации, поэтому со множеством плагинов звук будет натужно кряхтеть.
jACK звук, транспорт и сессии, через ALSA идёт только MIDI.
ardourArdour
Конечно же, мы не берём в расчёт вторую версию, ведь всё самое вкусное - в третьей.
Для начала, про то, как эту самую третью версию заполучить. Надо сказать, автор совершенно верно уловил самую суть GPL и идеологии СПО, поэтому с радостью готов предоставить полнофункциональную версию бесплатно всякому желающему, вместе с исходниками; однако для скачивания скомпилированного пакета придётся пройти хитрый квест с регистрацией и отправкой ссылки на почту (не факт, что она придёт, мол, слишком много вас тут, халявщиков, сервер нагружают, приходите завтра), с подстерегающей на каждом шагу кнопкой DONATE. Исходники качаются проще, но с припиской, что для сборки надо будет добавить вон тот и вот этот патч, поправить строки 100500 и 42 и ещё поменять пару пунктов в конфигах, - короче, если вы не программер, то нечего лезть в сорцы, качайте сборку. Ну и потом, после установки, программа вежливо напоминает, что неплохо бы поддержать создателей денежкой.
Создатели дистрибутивов уважительно относятся к такому способу заработка, поэтому не включают Ardour 3 в свои репозитории (кроме одного, самого полного репа, специализирующегося на музыке), да и делать форки не спешат. Если же вы всё же минуете все препятствия и установите Ardour у себя на компьютере, то получите ещё одну DAW подобную прочим по внешнему виду и функционалу. Впрочем, с другой стороны, функционал здесь чуть расширенный, так что Ardour, можно сказать, собрал всё лучшее, что есть на Linux.
Поддержка плагинов LADSPA, LV2, VST (только нативные, но вроде как планируются и виндовые); DSSI не поддерживаются, видимо, потому что все те же плагины имеются в других форматах
Много плагинов на множестве дорожек не кряхтят даже на довольно слабом компьютере
JACK: звук, транспорт, сессии и MIDI
ALSA: нет
Куча всяких фишек и наворотов, вроде ширины стереопанорамы и автоматизации любого параметра
Человеческий экспорт всего проекта в wav (при потрековом экспорте зачем-то экспортит дорожки без применения эффектов, висящих на них)
Поддержка видео
В отличие от qtractor, стабилен даже в разрабатываемой версии.
Вместо вывода.
Все программы, представленные в обзоре, на проверку оказываются одинаково достойными, все со своими плюсами и минусами. И та музыка, которая получится в результате, зависит вовсе не от софта, а от наличия у вас рук, ушей и головы вообще. Самое главное, что я хотел сказать этим обзором: под GNU/Linux ЕСТЬ профессиональный звуковой софт.